21 сентября отмечает свой вековой юбилей Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) им. В.П. Чкалова Минобороны России. Сегодня ГЛИЦ осуществляет испытания военной авиационной техники и авиационных средств поражения перед их принятием на вооружение. 4 научно-исследовательское испытательное управление, специализирующееся на проведения лётных и стендовых испытаний, исследований и оценки эффективности силовых установок и более 100 составных частей современных авиационных и авиационно-космических комплексов военного назначения, в этот день тоже празднует 100-летие, ведь образованная в составе лётной части по тяжёлой авиации Опытного аэродрома динамометрическая станция впоследствии выросла до винтомоторной лаборатории, отдела моторов и топлив, управления испытаний авиационных двигателей, топлив, масел и оценки эффективности силовых установок и, наконец, до 4 НИИУ.
Авиационный двигатель как самая сложная и ответственная часть летательного аппарата на протяжении многих десятилетий в значительной степени определяет возможности, эффективность и надёжность боевых машин. Не удивительно, что в 1920 году, когда на Ходынском поле был создан опытный аэродром при Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота Республики, предназначенный для проведения испытаний авиационной техники, одним из ключевых структурных подразделений стала динамометрическая станция, предназначенная «для исследования винтомоторных групп и точных механических приборов при опытах». И пускай некоторое время её единственным сотрудником и первым заведующим был механик Алексей Запанованный, начало испытанию авиадвигателей было положено. В 1923 году в составе химической лаборатории Опытного аэродрома создана группа физико-химических анализов авиаГСМ при испытаниях и подбора топлив для двигателей, также образовавшая костяк будущего Управления.
На этапе становления отечественного авиастроения подразделение уделяло большое внимание созданию испытательной базы, в том числе стендов для проверки надёжности авиационных двигателей, агрегатов и приборов. В середине 1920-х были проведены испытания иностранных двигателей BMW-IIIA и Hispano-Suiza. Кроме того, начата разработка требований к авиационной технике на основе результатов исследований и испытаний, составление описаний, инструкций и руководств по эксплуатации двигателей и агрегатов.
В предвоенные годы винтомоторный отдел, а затем винтомоторный сектор провёл испытания множества двигателей отечественного производства, включая государственные стендовые испытания мотора М-25 для истребителя И-15 и двигателя АМ-34РН для бомбардировщика ТБ-3. Обеспечен ряд рекордных перелётов, включая полёты на самолёте «РД» (рекорд дальности). В 1938 году, после придания подразделению лётного отряда, были освоены испытания двигателей в полёте, что существенно увеличило возможности сектора. Так помимо стендовых испытаний выполнялись полёты в условиях высокогорья, отработаны методы запуска двигателей при низких температурах окружающего воздуха.
Военные годы выдались весьма напряжёнными и продуктивными. Несмотря на то, что ряд лётчиков-испытателей убыли на фронт, в 1941-1945 годах завершены испытания двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2 и М-82 для истребителя Ла-5 и лёгкого бомбардировщика Су-2, проведены работы по повышению мощности отечественных авиадвигателей для Ил-10, ВК-105П для Як-1, АШ-82 для Ла-7. Выпущен справочник по авиационным двигателям и их агрегатам. Проведены испытания зарубежных двигателей и самолётов, поступавших по ленд-лизу. Предвосхищая начало реактивной эры, институт провёл государственные лётные испытания самолёта-перехватчика БИ-1 с ЖРД. Всего за годы войны выполнено 215 испытательных и научно-исследовательских работ. Опытной эскадрильей проведено 44 лётных испытания и исследования, совершено 1385 полётов.
Послевоенные годы — период роста Управления. Опытная эскадрилья развёрнута в полк лётных испытаний. Помимо многочисленных испытаний двигателей для истребителей и бомбардировщиков, транспортных и специальных самолётов, выполнены работы по ракетным двигателям для ускорителей взлёта. Большой объём работ проведён по направлению ядерных силовых установок. Научная деятельность охватывала исследования по оценке надёжности газотурбинных двигателей, были обоснованы обновлённые программы стендовых ресурсных испытаний. В 1961 году Управление вместе с рядом других подразделений перебазировалось в город Ахтубинск.
Развитие стендовой базы, включая создание стенда для испытаний газотурбинных двигателей на жидком водороде, многочисленные прикладные работы, в том числе в поддержку боевых действий авиации в Афганистане… последние годы СССР были весьма плодотворными для Управления. После драматического спада 1990-х годов интенсивность работ по испытанию новых авиационных двигателей снова возросла. Реорганизация, прошедшая в это время, привела к объединению 4, 6 и 7 Управлений, а также 2 самостоятельного отдела ГЛИЦ в 4 НИИУ, где были сконцентрированы лётные и стендовые испытания, исследования и оценка эффективности силовых установок летательных аппаратов, комплексов специального вооружения, систем обеспечения жизнедеятельности, средств спасения экипажей летательных аппаратов и пилотируемых космических аппаратов. Возрос объем научной работы Управления — сейчас ежегодно проводится свыше 10 самостоятельных НИР.
За минувшее десятилетие по двигательной тематике проведены государственные стендовые испытания разработанных предприятиями Объединённой двигателестроительной корпорации двигателей РД-33МК для самолётов МиГ-29К/КУБ, модернизированных двигателей АЛ-41Ф-1С для самолёта Су-35С и АЛ-41Ф-1 для Су-57, а также модернизированного вертолётного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1, малоразмерного газотурбинного двигателя изд. 64М для управляемого авиационного вооружения, пульсирующего воздушно-реактивного двигателя М135 для воздушной мишени, ракетных твёрдотопливных двигателей.
Основные усилия командования Управления сегодня направлены на модернизацию и развитие экспериментально-испытательной базы с целью обеспечения возможности проведения на своей базе испытаний и исследований образцов авиатехники по тематической направленности. Создан современный стенд на базе установки РУ-5 для испытаний поршневых двигателей в классе мощности от 50 до 500 л.с., модернизирована рабочая установка РУ-1 для проведения испытаний малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяги до 300 кгс, создан стенд «Огневая труба» для проведения испытаний по оценке огнестойкости и огневой живучести жизненно-важных агрегатов летательных аппаратов. Сегодня Управление располагает не только уникальной экспериментальной исследовательской, испытательной и производственной базой, не имеющей аналогов в Российской Федерации, но и уникальным кадровым потенциалом, представленным более чем 30 докторами и кандидатами технических и медицинских наук.
Источник: aviaport.ru