Авиастроительная корпорация Airbus разработала новый концепт гражданских самолетов, которые будут летать на водородных двигателях. Эта сенсационная новость на неделе эффектом водородной бомбы взорвала мировые авиационные информпорталы. «МК» разобрался, что стоит за международной сенсацией.
Эксперт объяснил, почему новый концепт Airbus дорогой и опасный. Иллюстрация: pixabay.com
Генеральный директор Airbus Гийом Фори в интервью французской газете Le Parisien рассказал, что корпорация планирует стать мировым лидером в создании летающих аппаратов с применением новой водородной топливной технологии, разработку которой можно считать исторической и революционной для всей коммерческой авиации в целом.
По словам Гийома Фори, главная задача для разработчиков – создать пассажирский самолет на экологически чистом топливе, которое практически не загрязняет атмосферу и летает с нулевым уровнем вредных выбросов. Именно благодаря термину «нулевой выброс», этот проект и получил название «ZEROе».
Сейчас, пояснил Фори, корпорация работает над тремя вариантами моделей нового семейства «водородных» машин. Первый – классический авиалайнер вместимостью 200 пассажиров с турбовентиляторными двигателями, летающий на расстояния свыше 3500 км. Баки с водородным топливом у него будут расположены в хвостовой части. Другой вариант – самолет такой же дальности, но на 200 мест и выполненный в компановке «летающее крыло». Еще один – региональный самолет, с дальностью 1800 км и турбовинтовой установкой, рассчитанный на перевозку 100 человек.
По планам Гийома Фори, первые самолеты этого нового семейства, должны начать эксплуатироваться в 2035 году.
Первая мысль, которая, как правило, сразу приходит на ум российскому обывателю, познакомившемуся с такой информацией, такая: какие же продвинутые европейцы, и какие отсталые мы! Наше авиастроение уже давно не выдает никаких революционных концептов. Последним прорывным проектом у нас был легендарный Ту-144 – сверхзвуковой пассажирский шедевр советского авиастроения конца 60-х годов ХХ века. Больше ничего прорывного на ниве гражданского авиастроения у нас не было, и в обозримом будущем не предвидится.
Однако подобные грустные мысли далеко не всегда могут оказаться истиной. Во всяком случае, ряд отраслевых специалистов, как западных, так и российских, высказывают массу сомнений относительно разработки нового «водородного» проекта Airbus.
Так ведущий российский авиаэксперт Роман Гусаров рассказал «МК», что первый в мире экспериментальный самолет, который летал на водороде, был построен аж в 1988 год. И сделали его в СССР! Это проект – Ту-155 – вариант самолета Ту-154, доработанный под водородное топливо.
Эксперт пояснил, что в нашей стране, после многочисленных исследований и экспериментов, от него оказались. Расчеты показали, что экологичность водородного топлива не покрывает тех рисков, которые возникают при его использовании. И один из главных – безопасность.
Если, к примеру, в какой-то аварийной ситуации – а в авиации они, к сожалению, случаются – керосин просто выгорает, то водород взрывается, фактически превращая самолет в водородную бомбу, которая не оставляет никому вокруг шансов на спасение.
Кстати, именно по этой причине, по словам Романа Гусарова, разработчики в свое время отказались от самолетов с ядерным двигателем. Они тоже в случае аварии, либо катастрофы могли нести угрозу радиоактивного заражения.
Кроме того, говорит эксперт, эксперименты показали, что с точки зрения коммерческого использования водородное авиатопливо вряд ли может быть выгодным. Дело в том, что оно занимает слишком большой объем. Баки с водородом придется размещать внутри салона самолета, что существенно снижает количество перевозимого груза и число пассажиров.
Под самолеты с водородным топливом придется дорабатывать всю существующую инфраструктуру обслуживания воздушных лайнеров и менять систему работы аэродромных служб, закупать «водородное» оборудование, создавать другие базы хранения, заправки, заново обучать персонал… Все это требует миллиардных вложений. На такие траты в угоду одной лишь экологии, считает эксперт, вряд ли будут готовы пойти владельцы авиакомпаний. Тем более, что эти вложения окупятся не скоро, а значит перевозчики будут вынуждены существенно повышать цену на билеты.
-Не думаю, что Airbus всерьез планирует делать самолеты на водородном топливе- считает Роман Гусаров. – Это, скорее, такой экологический тренд, который сейчас очень моден на Западе. Любая компания, когда отчитывается, обязательно должна указать, какой вклад внесла в решение экологических проблем. Если она сегодня не может показать своих успехов на экологическом поприще, то обязательно должна рассказать, что планирует сделать в ближайшей и отдаленной перспективе для улучшения экологии. Все это работает на улучшение имиджа компании перед лицом различных экологических движений. А экологи на Западе очень злые. Они могут напасть на любую компанию и уничтожить ее бизнес. Примерно так, как они сейчас нападают на «Северный поток». Там с экологами лучше дружить, иначе обойдется себе дороже. Так что, я считаю, что подобные сенсационные заявления, это некий вклад в экологическую лояльность. Дескать, пока мы сделать ничего не можем, но когда-нибудь потом – уж обязательно! И воздух станет чистым, и самолеты без выбросов. Не сейчас, но потом, лет через 20-30 — наверняка. А там, глядишь, либо ишак сдохнет, либо падишах.
Другой аспект, который отмечает эксперт «МК», анализируя заявление главы Airbus о будущем «водородного проекта», выглядит куда более прагматчино.
— Airbus сейчас активно патентует любые подобные разработки, — заявляет Роман Гусаров. — В этом они идут по пути американцев, которые по всему миру скупают новые технологии. И когда европейцы заявляют, что разработали такую-то технологию, американцы заявляют: а у нас это уже запатентовано, так что платите нам роэлти. В результате на своих патентах американцы зарабатывают огромные деньги. За что ни возьмись – всюду их патенты. С их помощью они всему миру еще и диктуют, кому что производить, а кому – нет, кому что продавать, а кому отказать. К примеру, взять наш самолет «Суперджет». На нем стоит российско-французский двигатель, и когда мы захотели поставить «Суперджет» Ирану, американцы заявили, что во французской части движка есть их «ноу-хау» и запретили нам продавать этот самолет Исламской Республике. Так что и этот новый «водородный» проект Airbus – скорее тоже некий задел на будущее, в виде очередного патента. По мнению большинства мировых авиационных специалистов, он, скорее всего, никогда не будет полноценно реализован «в железе».
Поделиться:
Источник: ecoportal.su