Опыт строительства железных дорог России изменит логистику Африки


Опыт строительства железных дорог России изменит логистику Африки

Фото:
ФБА "Экономика сегодня"

Контракты РЖД на прокладку железнодорожных линий в Египте повлекут за собой аналогичные российские проекты в разных частях Африки. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт МГИМО по Северной Африке Юрий Зинин.

РЖД рассчитывают в следующем году заключить контракты на строительство двух железнодорожных линий в Египте, работы предварительно оцениваются в $900 млн Об этом рассказал первый заместитель генерального директора РЖД Сергей Павлов. По его словам, предварительные договоренности были заключены на форуме «Россия-Африка» в октябре 2019 года, однако пандемия 2020-го внесла значительные коррективы в планы.

Впрочем, Египет приглашал специалистов РФ начать работы весной и летом, но РЖД опасались за здоровье своих специалистов. Каир хочет проложить линию «Манаши — 6 Октября» протяженностью 70 км, стоимость ее примерно $300 млн И дорогу «Имбаба — Александрия», там 270 км — этот проект оценивается в $600 млн Однако Павлов указал, что все цифры предварительные, а окончательные планы будут подписаны лишь в следующем году после инспекции на месте.

«Сомневаться, что российские специалисты отлично справятся с такими проектами, не приходится, — отмечает Зинин. — Ведь в свое время они строили несколько железнодорожных линий в Сирии, где климат и геологические условия схожи с египетскими. А в 2010 году россияне начали строительство огромного проекта — трансливийской железной дороги, которая вдоль побережья пересекала всю страну. Но война, начавшаяся в 2011 году, работы остановила.

Опыт России накапливался в прокладке железных дорог по всему Союзу — от засушливой Средней Азии с ее пустынями до вечной мерзлоты в полярной части России. Для каждого региона наши железнодорожники разрабатывали свои стандарты строительства, чтобы учесть погодные условия и обеспечить максимальную безопасность перевозкам. Именно зная это египтяне обратились со своими проектами к России».

Опыт РФ запомнился на десятилетия

«Мы не заинтересованы затягивать реализацию проектов, также, как и египетская сторона», — указал Павлов. Он добавил: эта африканская страна стала одной из многих, где реализация проектов несколько замедлилась на фоне пандемии. В частности, инженерно-изыскательные работы планировалось начать еще в январе, однако за месяц до этого поступили первые сообщения из Китая об угрозе неизвестного вируса, стремительно мутировавшего и распространяющего смертельное заболевание.

Тем не менее, предпроектная деятельность на двустороннем уровне все же стартовала — специалисты двух стран прорабатывали предварительные детали проекта, согласовывали нюансы на расстоянии. «Предполагаем, что такие большие проекты будут реализовываться в том числе и с привлечением государственной поддержки, как с нашей стороны, так и с египетской стороны. Экспортный кредит — это один из инструментов, который тоже может быть использован», — раскрыл планы РЖД Павлов.

«Египтяне не просто так остановили свой выбор на российских специалистах, когда планировали сложный инфраструктурный проект. Я в 1960-х участвовал проекте, который в этой африканской стране реализовывал СССР — строилась многокилометровая линия электропередач на 500 киловольт. Египет стремительно развивался и нуждался в энергии, причем распределенной по всем регионам. Договорились на строительство ЛЭП советскими специалистами.

А в те времена советских инженеров всячески из Африки старались вытеснить европейские игроки, традиционно считавшие континент своей колонией. Они пытались дискредитировать опыт советских специалистов и наше оборудование. В итоге мастера из России провели энерголинию, аналогов которой в Африке на тот момент не было. Учли сложную геологию и тектонику, защитили ЛЭП от воздействия зноя и песчаных бурь.

И на деле выяснилось, что приехавшие из Союза мастера обладают беспрецедентными знаниями и опытом. Хотя машины СССР не блистали товарным видом и не баловали комфортом, но были куда более выносливы, чем европейские аналоги в суровых условиях африканского климата. Это сотрудничество заставило египтян запомнить Советский Союз и его высококлассных специалистов», — подчеркивает Зинин.

Африка ждет российских специалистов

В рамках договоренностей стороны планируют возможность сотрудничества в создании единого диспетчерского центра для нужд Египетских национальных железных дорог (ЕНЖД). Еще одним перспективным направлением сотрудничества станет обучение и повышение квалификации сотрудников ЕНЖД с привлечением российских высших железнодорожных учебных заведений. Пассажирский подвижной состав также может быть заказан российским предприятиям.

На форуме «Россия-Африка» строительством железных дорог с участием РФ заинтересовался не только Египет. Протоколы о намерениях сотрудничать заключили также делегации Нигерии, Египта, Конго и Анголы. Россия предлагает сотрудничество в расширении железнодорожной сети африканских государств, строительстве инфраструктурных объектов, в подготовке кадров и развитии железнодорожного машиностроения.

«Реализация египетский проектов станет своеобразной визитной карточкой российских специалистов в Африке, а одновременно новые линии послужат и портфолио проектов РЖД. Неизбежно Россию пригласят к другим аналогичным проектам в разных частях континента. Ведь местные государства прекрасно понимают преимущества такого развития.

Достаточно много стран Африки не имеют выхода к морю, так что у них единственный путь заработать — налаживать торговлю с соседями. Железные дороги — самый дешевый и надежный способ транспортировки товара на огромные расстояния. Так что многие государства мечтают восстановить разрушенные сети и расширить действующие. Чаще всего, главная их проблема — договориться друг с другом о сотрудничестве.

Кроме того, в разное время разрабатывался целый ряд проектов трансафриканской железной дороги, которая станет важнейшей транспортной артерией между югом и севером континента. Это очень масштабный и амбициозный проект, который рано или поздно будет реализован. И у России есть все шансы если не исполнить его с нуля до завершения, то как минимум, принять участие», — заключает Юрий Зинин.

Источник: rambler.ru