Самарский университет создал КБ для разработки ГТД

Самарский университет создал КБ для разработки ГТД

Москва. 17 августа. АвиаПорт — Конструкторское бюро авиационного двигателестроения, созданное в Самарском университете им. Королёва, в партнёрстве с самарским ПАО «ОДК-Кузнецов» займётся разработкой перспективных энергоэффективных двигателей и их узлов для самолётов и беспилотных летательных аппаратов, говорится в сообщении пресс-службы университета.

«Конструкторское бюро создано для решения крупных, масштабных задач по разработке и производству новых энергоэффективных двигателей для самолётов и беспилотников. У нас в университете есть целый ряд крупных институтов и лабораторий с необходимыми компетенциями, но их компетенций по отдельности недостаточно, чтобы решать подобные задачи, такие проекты требуют интеграции и под это должна быть создана отдельная структура», — приводятся в сообщении слова научного руководителя Института двигателей и энергетических установок Самарского университета Александра Ермакова. Численность сотрудников КБ составит порядка 100 человек, в том числе молодые учёные, аспиранты и студенты, уточнили в пресс-службе.

По словам А. Ермакова, первым проектом конструкторского бюро станет разработка газогенератора для перспективных энергоэффективных авиационных двигателей. «Этот газогенератор должен будет обеспечивать удельный расход топлива на уровне 0,48 кг/кгс/ч (килограмма на килограмм тяги в час), в настоящее время двигателей с таким удельным расходом просто не существует, можно сказать, это будет двигатель другого поколения», — подчеркнул учёный. В сообщении отмечается, что работы по проекту уже начались при финансовой поддержке «ОДК-Кузнецов». Как ожидается, работы по проекту будут выполнены в течение трёх лет.

Также в планах КБ разработка малоразмерных газотурбинных и поршневых авиадвигателей, которые могут применяться на лёгких самолётах и беспилотных летательных аппаратах, как гражданского, так и военного назначения. «Сейчас есть целый ряд предложений по созданию малоразмерных двигателей. Это очень крупные проекты, договоры по которым в перспективе могут составлять суммы до миллиарда рублей, — отметил А. Ермаков. — Двигатели тягой от 150 до 300 кгс будут предназначаться для самой разнообразной техники, например, для беспилотников, как гражданских, так и военных. Поршневые двигатели у нас в стране, к сожалению, сейчас тоже не проектируются и не производятся для авиации, поэтому эта область нам тоже очень интересна, будем их не только проектировать, но и сами производить по современным технологиям. Мы обладаем для этого всеми необходимыми компетенциями».

Также в сообщении отмечается, что «ОДК-Кузнецов» выступит как финансовым, так и индустриальным партнёром проекта. «Самарский университет договорился о сотрудничестве с Объединенной двигателестроительной корпорацией в разработке перспективных двигателей и газогенераторов. Созданное КБ должно не только помочь решить ряд масштабных задач, стоящих перед двигателестроительной отраслью страны, но и стать тем звеном, которое свяжет между собой сферы науки, образования и производства», — заявил ректор Самарского университета Владимир Богатырев.

Справка

Школа двигателестроения Самарского университета начала формироваться в 1942 году в Куйбышевском авиационном институте на базе моторостроительного факультета. Сегодня на факультете действует система виртуального сквозного проектирования: она позволяет студентам начиная с первого курса создавать виртуальные элементы конструкций двигателей и рассчитывать в программных комплексах CAD-CAM-CAE процессы, происходящие в двигателях.

Институт двигателей и энергетических установок регулярно проводит международные летние школы по двигателестроению, реализует магистерские программы двойных дипломов по двигателям летательных аппаратов совместно со Штутгартским университетом, Политехническим институтом передовой науки IPSA (Франция), Политехническим университетом Турина (Италия), Нанкинским университетом аэронавтики и астронавтики (Китай).

ПАО «ОДК-Кузнецов» является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли, энергетике.

Источник: aviaport.ru