Фото:
Волга Ньюс
Как пояснил директор ЦЭБ СамГУПС Андрей Малышев, для замеров шумового воздействия на жилые постройки использовали аккредитованное оборудование: шумомер-виброметр, анализатор спектра ЭКОФИЗИКА-110А, дальномер лазерный «LeicaDistoD8» и калибратор акустический АК-1000. Замеры проводились на расстоянии 10 метров от железнодорожного полотна на различных участках вблизи жилых домов в течение дня. При этом замеры велись при прохождении грузовых и пассажирских поездов на разной скорости по первому и второму пути, а также при следовании двух поездов одновременно.
Мониторинг проводился совместно со специалистами аккредитованной экологической лаборатории, а также с преподавателями университета. В частности, в замерах шумового фона участвовал доцент кафедры «Биомедицинская безопасность на транспорте» СамГУПС Юрий Холопов.
Станция Октябрьск в качестве пилота по разработке карты шумового воздействия была выбрана в связи с обращениями жителей одноимённого города в адрес ОАО «РЖД» с просьбой снизить воздействие шума от проходящих грузовых поездов на жилые постройки. Октябрьск расположен на главном ходу КбшЖД, железная дорога проходит непосредственно вблизи многоквартирных и частных домов.
По мнению ученых СамГУПС, результаты мониторинга актуальны с учётом реализации экологической программы холдинга РЖД. Исследования позволят выявить факторы негативного воздействия, а также на основании данных разработать комплекс мероприятий по снижению шумового воздействия на людей и жилые постройки. Например, установить вблизи жилых домов шумозащитные экраны, а для компании РЖД — избежать штрафных санкций.
Как рассказала начальник Центра охраны окружающей среды КбшЖД Светлана Андреева, мониторинг шумового воздействия и создание карт шума — перспективные направления экологической программы компании ОАО «РЖД». Основная цель мониторинга — разработка мероприятий по снижению негативного воздействия железнодорожного транспорта на людей и жилые постройки. Например, на сети дорог для снижения шума выполняется смазка рельсов в кривых на участках, расположенных вблизи жилых массивов. На стыках рельс устанавливаются прокладки из композитных материалов, вдоль полотна железной дороги высаживаются барьерные зеленые насаждения и строятся шумозащитные экраны.
«Карты шума нужны для того, чтобы понимать, какие и где мероприятия следует выполнить точечно, чтобы максимально эффективно защитить людей от негативного воздействия железной дороги», — пояснила Светлана Андреева.
Снижение шумового воздействия на окружающую среду и повышение качества жизни граждан в населенных пунктах вблизи железных дорог — приоритетные направления экологической программы холдинга. Инновационные методы исследований позволят разработать комплекс мероприятий по снижению акустического воздействия железнодорожного транспорта на жилую застройку — это и шлифование рельсов, прокладка бесстыкового пути, строительство шумозащитных экранов. Для ученых СамГУПС проведение мониторинга по воздействию шума станет основой для выполнения аналогичных исследований на других участках железных дорог.
Источник: rambler.ru